Владимир (koptelskij) wrote,
Владимир
koptelskij

Соборное уложение Тюменского собора, бывшаго в лето 7341 года, ноября 13

Соборное уложение Тюменского собора, бывшаго в лето 7341 года, ноября 13


Собрашася о Христе духовная братия, держащия древлеправославное исповедание христианския веры. Собравшися вне присудствия иереов во граде Тюмени в доме Гавриила Мартиновича Мекинина, на сем богодухновенном соборе имели суждение о своих происхождениях, согласно Священнаго Писания. Где старейше место занять предпочтено было: приемнику по кончине Мирона Ивановича дворетскаму отцу духовному Леонтию Михеичу, доверенному вместо щелконоговскаго настоятеля Даниила Кабыкина - Гавриилу Щелконогову, и доверенному деревни Демидовой Егору Баранову. И прочих местностей доверенных: Тюменскаго округа - Большего и Малаго Кармаку, червишевский, троицкой, с Кулакова, зырянскай, ивановский, тугулымский; Камышловскаго уезда - рамыльския, деревенский, Ялуторовскаго уезда - самохваловския, исетския, шороховския, затобольскаго Скородума, бердюгинския; шадринскиям - из Смолины буткинския, катаратския, казаковския.

Собравшися движимы ревностию о провоте истинныя веры Христовы, положихом, насколко возможно, за велию нужду, несамоохотне, оставить священников, преходящих от господьствующий церкви, вконец, коих предки наши принимали. Како о сем изустное предание гласит, такое принятие начато с благословения епископа и страдальца Павла Коломенскаго. 1-я - священники, не принявшия Никоновой новизны; 2-я - разрешеныя царями: Екатериной Второй, и Павлом, и Александром Первым. А в наше сие время иметь священников не дозволяется, и они оскудели, и мы, оставшися без священиков, соборне изложихом сие правила, предаем для руковотства нашим християном.

1 правило. Священство, нами приемлимое до кончины последняго священика Семеона, скончавшагося в городе Тоболске в начале 18 столетия, утомленнаго различными муками, почитаем, и хиротонию на нем от благочестивых епископов по следующему историческому собранию. И священники" те: священноинокр Никифор прииде с Кержени со многими старцами, уклоняющеся разногласнаго любопрения ветковских, стародубских и московских отцов, соблазнившихся в безразборном приеме священных лиц, посвященных малорускими епископами. Сей священноинок Никифор, будучи в Нижнем Тагиле в 7233е году, тут же и покоится, принял священноерея Иоанна, он же по пострижению Иов - представися в 7239 году, покоится в Нижнем Тагиле. Той же Никифор принял священноиереевх, пришедших из Вятской губернии: Симеона и Гавриила, перваго - на Ирюм, втораго - в Ишим. Сии оба замучены в Тоболске. А один из них покоится в Шарташе, а другой - неизвестно где. - Рукопись о бегствующем священстве. Отдел 5, лист 213. Там на листе 200 числится строка 10, по исчислению 34. л. з Семеон священноиерей по томлении умучен, скончася в Тоболске в начале 18 века. Ниже на листе 230, строка 16: вси четверо правления, имущия хиротонию от благочестивых епископов.


2. Указом Александра I нашим християном от 27 марта 1822 года дозволено держать беглых священников. Как наши предки: тюменския, шадринския и камышловския принимали священников, приезжающих из Екатеринбурга, но ирюмския города Ялуторовска християне о сем священстве имели сумнение и за совершаемые ими браки у таковых священников налагали трехлетнюю епитимию. Имеющий в виду постановление великого сибирского собора, бывшаго 1723 года 12 февраля на Ирюме,* чтобы священство было «без примеси поливательного крещения. А если отыскать кажется уже затруднительным, а может быть и вовсе таковых нет, то истинныя християне остаются без священников и крестят младенцов сами за нужду, как указано.., а браки совершать по благословению родителей». Священство господьствующей церкви оставить.- Соборн[о]е правило сибирского собора. И постановление иргизских монастырей 1805 года, Верхне-Успенскаго и Нижне-Воскресенскаго 6 правил [а], главы 2, 3, 4: о священстве тщателно испытывать, каких принимать и каких не принимать вконец. И тако мы на сем соборе постановили оставить священство правленое и не принимати его.

3. Когда приежали с требами из Екатеринбурга священники в наши местности по разрешению началства до 1833 года, до 8 ревизии; и не дозволяется с того года нам иметь священников явных, и до сего времени строго преследуются они, мы их оставляем. И на то дело избираем правителей-настоятелей, коим дозволено собором сим исполнять требы и нужды мирян; якоже и предки наши имели у нас настоятелей, но подчинялись оныя священникамд правленым. Но ныне их вконец отрицаем.

4. Считать Леонтия Михеича старейшим наставником, и должны ему подчиняться настоятели Тюменского округа: щелконоговский, червишевский, Кармаку Малаго и Болшаго, юшковский, зырянский, кулаковския; Камышловскаго уезда: рамыльский, деминский и деревенския месности; Ялутаровскаго уезда: ирюмскии все настоятели, начиная с Самохваловой, исетския, кирсановския, шороховския, бешкилныя и местности Озерной край; Шадринскаго уезда, часть ближная: смолинския, катаратския, ичкинский. Сих 4 городов настоятели избираем в старейшинство над нами дворетскому настоятелю Л[еонтию] М[ихеичу], получившему благословение от старейшаго игумена нашаго - Мирона Ивановича. И должны мы, вси настоятели, приежать дважды в лето, являтся к Богоявлению и к Спасову дни на Дворец, получая воду большую и малую от старейшаго наставника. Якоже сей обычей прияхом от старейшых и игумен наших: от инока Авраамия, Иоанна и Тарасия, последняго священик[а] Симеона Вятскаго.

5. Християном с никоньянами и единоверцами дружбы не имети, в питии и ядение и поклонами не сообщатися.

6. Священики екатеринбургския правленыя, приежая в наши места для исполнения духовных дел, то мы за ними недостатки и слабости видимк; тако чай и вино в грех не вменяют и утверждают: «вино на веселие, а не на упивание». И того ради имяху зазор христиане и разделение. Но претки наши пьянственаго пития ненавидели вконец. Тако и мы, ревнуя учению и преданию наших древних учителей, заповедуем: християном пива хмелнаго не варити и винныя напой оставляти, и чай христианом в домы свои не заносити и не пити его, матерными словами не ругатися и одежду необычную христианам не носити - мужскому полу и женскому.

7. От Рождества Христова до Богоявления наряжаются и личины надеют, на сырной недели катаются с гор и катушек, на Пасхе Христовой устраивают качули. В празники Христовы водят хороводы с бесовскими песнями и смотрят на таковыя ристания. Заповедуем блюстися християнам, таковая творящия.

8. Мужскому полу иноземного одеяния не носить, сиречь неметския - сертуки, армянския - ярмеки, жидовския - картузы, и шапки ельниннския и жидовския крестиянам не носить. Во время моления полу надевать на кафтаны старинногол покроя, женам - сарафаны черныя, девицам носить на главах повлеки и главу накрывать платами черными.

9. Христианом главы своея не украшати, но очищати, сверху постригати, брады не брити.

10. Отцы и матери детей своих должны учити страху Божию.

11. Браком, совершившимся по разным обстоятельствам: ради гонения, или по другой вине, в церквах еретических, наказуем их церковною казнею - епитимеею, на три года. А с тюменских християн, со всей страны - снятие трехлетней епитимий по случаю соединения: ошибочно принятия настоятелем деревни Щелконоговой Даниилом Ивановым Кабыкиным в его молитвеным доме единоверческаго священика, и за то вся тюменская страна за своего таковаго ревностнаго учителя и настоятеля принела трехлетнюю епитимию за такову проступку, дабы загладить то позорное обстоятельство покаянием пред всем христианским обществом.

И находящийся на сем богодухновенном соборе, собравшиеся с 4-х городов и 2-х губерний. И тако мы вси находящийся во единомыслие до сего собора, и уральскими христианами, и керженскими, со стародубскими и иргизскимип монастырями, города Екатеринбурга, шарташскими и всех заводов, почитаем и памети творим предков наших, почивающих на Веселых горах Верхним Тагилом и Невьянскими за горными заводами: отцов пустынных жителей отца Максима, Германа, Павла и отца Григория, и творим им памяти, и годичное время в конец июня.

Инока Авраамия - пустыннаго жителя, покоищагося на острове Бахметских лесов, - 13 сентября.

Иоанна - собрата его, почитаем.

Инока Тарасия почитаем 16 июня.

Игумена Мирона память - 26 мая на Ирюме в Кирсановой, Тарасий - в Саломатовой, священник Семеон – в Шарташе.

Аще отдалятся украины от нас, от сего времени будут еще принимать священников правленых, но мы тогда должны собором обсуждать: буде де ли на ползу оное священство нам. Аще ли будет неправое, то единогласно решить всем его оставить и отдалитися таковых, кои будут следовать за ним. Дондеже в конец его оставят - тогда примиритися о Христе. Ныне, и присно, и во веки веком - аминь.

На левом поле листа 4 об., напротив четвертого правила (статьи) собора, помета, сделанная рукой писца Был сей собор чрез 28 лет покойнаго Мирона.


УрГУ, Шатровское собр., № 46.Р/92, л. 1-7 об. Опубликовано: ПЛПКЗ, т. II, вып. 2, с. 46-50.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments